С днём освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков
8 Февраля 1943 года город Курск был освобожден от немецких войск
войсками Воронежского Фронта командованием генерала
Александра Даниловича Черняховского (погиб в 1945 году) в ходе Харьковской операции
Оккупация Курска
За 15 месяцев момента оккупации две тысячи курян немцы расстреляли в Щетинке, десять угнали в рабство в Германию, еще столько же умерло от эпидемий и голода, не считая советских военнопленных в лагерях рядом с Курском.
Немцы, уходя из Курска, сожгли или взорвали все большие дома. Здания мединститута и пединститута, собор, цирк, дом офицеров, все школы города, все многоэтажные жилые дома, театр, — все это уничтожено немцами.
Харьковская Операция, стратегическая ситуация вокруг города.
В первый же день наступления, 28 января 1943 года, войска Воронежского фронта разбили части прикрытия противника и, встречая лишь слабое сопротивление, успешно продвигались на запад. Почти одновременно, 29 января, перешли в наступление соединения Юго-Западного фронта в Донбассе.
Перед фронтом 60-й армии обороняются 323, 75, 57, 340 и 377-я пехотные дивизии противника, которые понесли незначительные потери в боях под Воронежем. Немцы, пользуясь тем, что снежные заносы и бездорожье мешают наступать советским войскам, пытаются удержаться в населенных пунктах, пытаются закрепиться на своих прошлогодних позициях по реке Тиму. Их оборона на этом рубеже представляет сильную полосу укреплений с инженерными заграждениями.
Черняховский принял решение: параллельными маршрутами преследовать противника, чтобы не дать ему возможности закрепиться на рубеже реки Тима, и в последующем обходным маневром освободить Курск. Главный удар наносился силами дивизий 121 стрелковой дивизии полковников М. А. Бушина и стрелковой дивизии С. С. Рассадникова в направлении на Ленинское и далее на Покровское...
Войска 60-й, преследуя врага, в ночь на 3 февраля основными силами вышли к правому берегу реки Тима. К утру туда же были подтянуты резервы, артиллерия и доставлены боеприпасы. В двенадцать часов дня черняховцы перешли в решительное наступление. Сбив противника с рубежа на берегу Тима, они быстро стали продвигаться в западном направлении, обходя город Щигры с юга. 4 февраля был взят город Тим. В ночь на 5 февраля полковник Бушин доложил о взятии города Щигры. К этому времени армию усилили 280-й стрелковой дивизией Голосова и 79-й танковой бригадой Васецкого Федора Прокофьевича. (79 тбр имала на вооружении 20 Т-34-76 и 26 Т-60, которые в ходе боев под Курском были полностью выбиты.)
Преследуя противника, войска Черняховского продвинулись на запад на пятьдесят километров. До Курска оставалось всего двадцать пять километров. Но в это время остатки крупной группировки противника, окруженной в районах Горшечное и Старый Оскол, ведя бой с дивизиями 38-й армии, стали прорываться к городу Тим, угрожая тылам 60-й армии.
Командованию предстояло бросить основные силы на прикрытие своих тылов или же для стремительного удара по курской группировке противника. Черняховский, несмотря на риск, решил окружить и уничтожить курскую группировку противника, нанося удар в обход Курска с севера силами 322 стрелковой дивизии полковника С. Н. Перекальского, 248-я курсантской стрелковой бригады полковника И. А. Гусева и с юга частями стрелковой дивизии полковника М. А. Бушина.
Освобождение Курска
5 февраля 121 стрелковая дивизия полковника Бушина, 132 стрелковая дивизия полковника Шкрылева, 280 стрелковая дивизия полковника Голосова, 322 стрелковая дивизия Перекальского, 248-я курсантская стрелковая бригада полковник Гусева; 79 тбр подполковник Высоцкий Федор Прокофьевич при поддержке бомбардировщиков 53 и 62 авиационных дивизий Георгиева и Тупикова начали битву за освобождение Курска.
Легкого успеха не предвиделось. Сопротивление врага на ближних подступах к городу резко возросло. Гитлеровцы сосредоточили в районе города и его окрестностях части пяти пехотных и одной танковой дивизий и возвели целую сеть опорных пунктов, намереваясь остановить советские войска и удержать Курск за собой или, на худой конец, хотя бы отсрочить час его падения. В этом случае нашим частям, и без того ослабленным длительным наступлением, пришлось бы вести затяжные и изнурительные уличные бои. Требовалось поэтому разгромить немцев и захватить город как можно быстрее. Любое промедление множило наши потери.
Тесня арьергарды, прикрывавшие отход гитлеровцев к окраинам, 322-я производила одновременно частичную перегруппировку сил. Перекальский решил атаковать Курск с двух сторон: двумя стрелковыми полками навалиться с севера, а третьим — с северо-запада, рассекая оборону противника и угрожая ему окружением. Немцы, по-видимому, ожидали подхода основных сил 60-й армии с востока. Там соответственно возводились наиболее прочные рубежи. Следовательно, само положение 322-й стрелковой дивизии, действовавшей на фланге армии, позволяло ей взломать укрепления врага там, где они были несколько слабее, — по крайней мере, так утверждали пленные.
В целом решение, принятое комдивом, позволяло надеяться на успешное развитие действий. Однако Перекальский хорошо знал, сколько неожиданностей таит в себе бой в крупном населенном пункте, обжитом и укрепленном врагом.
Штурм города начался в ночь на 8 февраля. С первых минут сражение приобрело весьма яростный характер. Однако полки 322-й совместно с 248-й курсантской стрелковой бригадой ворвались к утру в город и начали блокировать один опорный пункт немцев за другим, нарушая огневую связь между ними и уничтожая их поодиночке.
В районе Боевой дачи, успешно проводила боевую операцию 248-я отдельная курсантская бригада, полковника И. Гусева. Перейдя замёрзшую реку, курсанты устремились в центр города и выбили фашистов с улицы Горького. Ориентироваться в незнакомом городе им помогали местные жители. Штурм города советские войска вели и с северной стороны, велись бои в районе фармучилища, на ул. Карла Маркса. Однако , после взятия мединститута нашими войсками немцы стали спешно покидать город, прекратилось сопротивление и на северной окраине города. Последними, город покидали огнемётчики. Они получили приказ – сжечь город, однако приказ не был выполнен, из-за стремительного наступления наших войск. По свидетельству многих очевидцев, немецкие солдаты намеренно не жгли жилые дома. По воспоминаниям жителей улицы Воротней, к ним в дом, 8 февраля, зашёл немецкий офицер и сказал, что он получил приказ поджечь дома, но по гуманным соображения не будет этого делать, после чего солдаты покинули улицу. Некоторые жители рассказывали, что им удалось уговорить немецких солдат не делать этого, так как на улице зима, а у них маленькие дети.
Боевые действия шли с переменным успехом на множестве участков, на которые распалась вражеская оборона. Но Перекальский, хорошо разбиравшийся в этой сумятице, спешил всякий раз туда, где чаша весов начинала склоняться в пользу неприятеля, находил уязвимые места в его укреплениях и наносил затем неотразимый удар.
Он дважды был уже ранен, но не выходил из боя, считая, что не вправе покинуть свой пост, пока держится на ногах. Его храбрость и воля, командирское мастерство и личный пример во многом способствовали тому, что полки 322-й дивизии к середине 8 февраля очистили от неприятеля северо-восточную и восточную часть Курска и отбили железнодорожный вокзал. К вечеру город был захвачен полностью. Разбитый противник в беспорядке оставлял Курск. Однако Перекальский уже не мог видеть этого: вражеская пуля оборвала жизнь комдива...
Бои в городе продолжались, к вечеру этого же дня наши войска очистили от захватчиков улицу Дзержинского, вплоть до одноимённой площади, а 9 февраля, Курск был полностью освобождён от врага . На здании бывшего Дома пионеров, по ул. Ленина 69, был водружён красный флаг. Не успевшие покинуть город, вражеские солдаты прятались в подвалах домов и в развалинах. Известен случай, что в подвалах Знаменского монастыря и прилегающих подземных ходах прятались и пытались скрыться вражеские солдаты. А в 70-х годах, при осмотре подземных ходов, были найдены останки немецких военнослужащих, не сумевших выбраться на поверхность.
Результат сражения
В боях под Курском потери немцев составили 8 тыс. солдат и офицеров убитыми и пленными. Сов. войска уничтожили 10 танков, 70 орудий, 3 самолета и захватили 6 танков, застрявших в грязи улицы будущей улицы 50 лет Октября, 300 автомашин, 192 мотоцикла, 250 орудий разного калибра, свыше миллиона снарядов, 15 тыс. авиабомб, склады с б/пасами. Освобождено из плена свыше 400 красноармейцев. Генерал Шнейдер, командующий курской группировкой немецких войск, проживший полвека и одержавший десятки побед, не поверил, когда ему доложили, что его войска разбил тридцатипятилетний советский генерал.
Уже 9 февраля начались восстановительные работы. Через месяц в городе была полностью восстановлена водопроводная сеть, через два станция Курск принимала первые поезда. За февраль - март было восстановлено 11 предприятий местной промышленности, открывались новые предприятия, магазины, поликлиники, родильный дом, детская молочная кухня. В конце февраля начал работу драматический театр им. А.С. Пушкина. Город жил и набирал сил для новых трудовых свершений.
Дорогие Ветераны!
Спасибо за свободу!
Спасибо за мирное небо над нашими головами!
Мы никогда не забудем, какой неизмеримо высокой ценой оплачено освобождение нашего города.